![]() |
|
Главная Промышленная автоматика. Рис. 1.37. Структурная схема объекта для периода разгона В качестве фазовых координат выберем отклонение э. д. с. двигателя i установившегося значения: и сигнал, кропорциональный динамическому току, X2=iRii-f. При этом координата Х2 имеет условное ограничение \х2\Хщ=д На участке запаздывания наибольшее быстродействие будет при максимальж управляющем воздействии и=(Ум. При этом j(i = £y=const Координата определяется дифференциальным уравнением первого порядка с начальными условиями (=0; Хг=-!: iRo=X2-{-f=0. Решив это уравнение, получим X2=-f+pl»(l-e-/). В коипе участка запаздывания (=(,=Г1п Pl/н - =0,02 In- 5-100 -=3,4-10-» сек. 5-100-20 Структурная схема объекта для периода разгона показана на рнс. 1 37. Так как ступенчатое воздействие / ри.1ожеыо до начала дви-жения, то - =0, и движение объекта описывается уравнениями. = - е = - (рС/м-/-Яу+д:.-л=). (1.127) В соответствии с принципом максимума при оптимальном управлении без учета ограничения координаты .ta функция должна иметь максимальное значение, для чего иеоб.ходимо применить уравнение и=и„ sign 4)2. На основании формулы (1.125) dlt2 Ф1 11)2 е 7-" dt Т • dt Решив эти уравнения, получим ф,=С.еЧс2е«. где С] и Сг - постоянные, зависящие от начальных значений iJ>io и lb: Pel и Рсг - корни характеристического уравнения вТр-вр+1=0. Функция 11)2 может при изменении / изменить знак не более одного раза. Поэтому управление при отсутствии ограничения Хо имеет два интервала: и„ при ilJ2>0; - {/ч при 11)2<0. В нашем примере имеется ограничение по j:., н поэтому число интервалов управления в соответствии с уравнением (1.126) при r=/=ft должно быть m=(H-l)(n-H-l)-l = (l--l)(2-l--l)-l=3. ТиристориыГ! преобразователь ТП для упрощения расчета примем безынер. ционным с ксэффицнентом усиления по напряжению 6 = 100. Максимально* управляющее воздействие на входе преобразователя (/ы=5 е. Электродвигатель необходимо разогнать до установившейся скорости, при которой э. д. с , двигателя «=£1=200 е. Полагаем, что возмещающее воздиктвке имеет ступенчатую форму и во» никает в момент включения двигателя. Тогда переходный процесс разбивает! на два этапа. На первом этапе (участок запаздывания) двигатель остаетсй неподвижным и происходит нарастание тока от О до h- На втором этапе пр исходит разгон двигателя до заданной скорости (э. д. с). где начальное для этого интервала напряжение управлення зависит от значения э. д. с. двигателя Ео в момент начала интервала / = 0: Uo= L {Ео+1+Х2„). Такнм образом, алгоритм \ правления переходным процессом при наличии ограничения по току имеет вид и„; 11)2>0; Х2<:Хг; рн Непосредственное нспачьзованне уравнения (1.125) затруд няется тем обстоятельством, что нам известен лишь вид функции ij:2, но неизвестны постоянные Ci и Сг. Задача дальнейшего расчета оптимальной САУ заключаете в определении моментов перехода от одного интервала управл! ния к другому. Преобразуем уравнения (1.127) по Лапласу и решим относи тельно Xi: х,= -P+y+J+tKP+O-fio-r-fso где Хю, Ха вТр+вр+1 - начальные значения координат. Заменим эти значения их изображениями: Aio=pXio, Х2о=рАз Тогда Xt=X,o+ Лиалогично найдем -pU„+Ey+f-X,a-TpX2, Хг=Х2о+ вТр+вр+1 {ри„-Еу-[+Хш) ер- (вр+1) Аа егр2+ер+1 Введем новые переменные, связанные с xi и хз уравнениями Xi = X,o-Aty,-\-Biy2: Х2=Х2о-А2у,+В2У2. Постоянные А,, Лз. Bi и Ва определим из выражений - У-ТрХго Л, . В, - --=-----1 е7р2+ер+1 7,р+1 Тгр+\ Увр-{вр+\)Х2« Лз , В2 07p2+ep+i Пр+\" Т2Р+\ (1.128) V=pu-Ey-{+Xio: Ti+T2=e: TJ2=QT. Постоянные времени Ti и Tz обратны соответствующим корням характеристического уравнения 07р2--ер--1=0. Для рассматриваемого примера 7i= -l/pi=0,0725 сек; 7-=-1/р2= =0,0275 сек. Пз формулы (1.128) получим: F7.-7X,„ Tt-Tz Кв-(в-7,)А:го Tt-Tz Ve-(e-T2)X2o Ti-Tz • Ti-Tz Переменные yi и yz определяются уравнениями: 1 - 1 (1.129) (1.130) </i = р(Г.Р+1) • У2 = Р{Т2Р+\) Следовательно, 1/,= 1-е-т.; j,,= l-e- (1.131) При наличии ограиичеиия по току управление должно выпол* няться так, чтобы система как можно скорее достигла граничного значения Х2.= Х2м, после чего разгон будет происходить при постоянном значении x2m=const. В заключительной части переход ного процесса необходимо снова использовать максимальное по модулю управление, так чтобы система в наиболее короткое время пришла к заданному установившемуся состоянию. После окончания переходного процесса управление должно поддерживать установившийся режим движения. В интервале движения, когда ХгХгм, как видно из уравнений! (1.127), управление должно изменяться по закону х*.= (1.133) A=A,/Ej: В-=В,/Е,: А1=Аг/Хш; ВВ./Х,,,. (1.134) Для построения фазовой траектории, проходящей через заданную точку установившегося режима (т. е. через начало координат), примем начальные значения координат равными заданным Л,„=0; Лг»=0. Тогда при u = по формулам (1.129). (1.130), (1.134). (500-200-20) .0,0725 (0.0725-0,0275) 200 (500-200-20)-0,0275 - =2,26; А.-=В.- (0,0725- 0,0275)-200 (500-200-20) -0,1 0,045-30 =0,86; =20,7. Уравнения (1.1J3) после подстановки чнстсииых коэффщнентов буду иметь вид: ж,-=-2,26б.,-Ю,86у2. л-=20,7 (!/.-£;,). При и--U4 аналогично получим: Л,-=-5.8; в,-=-2,2; Аг= В- Уравнения для i, н хг в этом случае будут: х, = 1-3.8б!„-(-1.4б№; 1 .x,- = -53,3(B.-s„). / (1.135) (1 136) При опредслеини линии переключсиия, которой является фазовая траск тория, идущая в начало координат, мы приняли, что :.аданиые координаты 1 в этом параграфе чвеэдочкой отмечаются относительные значнгая со ответствующнх иеличии. система получает в момент времени /=0. Поэтому весь переходиый процесс предполагается происходящим при /<0, чему, как это видно из формуты (1 131), соответствуют отрицательные значения и Задавшись значениями у, а определив по формуле (1.132) у,, по уравнениям (1.135) и (1.136) вычислим соответств>ющие vi* и хз*. Зависимость x2*=/(xi). пoлvчeинaя на основании этих расчетов, представлена иа рис 138 кривыми 0L, для и=+и» и OL для u = ~Vm. ![]() Рис. 1..18. Ф.1)овая траектория системы оптимального управления. При пуске двигателя из иеподвижиого состояния дсйсгвительвые нач8.1ь-иые ус-товня (при / = -0) будут: = 1; X,-=G. Для этих усювип при и=+и„ Д,-=3.86; В,=1,46: А.-=В-=ЛЬ.Ъ и х,-=1-3,86<,.-(-1,46»,. х=* = :й,5(й~й,) (1.137Р В этом случае процесс происходит при />-0 н. следователыи), fri>0 а 1/г>0. Фа:юван траектория, построенная по уравнениям (1.137), пока.зана на рнс 1.38 Кривой OtN. Из рисунка видно, что полнн! фа.зовын портрет пере-годного процесса состоит гз трех участков. Движение, начавшись из точки Oi. происходит при управлении u=t/„ по фазовой траектории 0\hl до тех пор, нока в точке М координата х.* ие Д(кгнгнет предельного значения Xi* = l Затем на yiacTKe МК поддерживается постоя1шое значенне динамического токэ (xa* = l=const). В точке К конец изображающего вектора системы попадает на .1ииию переключения, соответствующую и=-1/„. Двигаясь дальше по траектории ОЦ, система приходит к установившемуся режиму (изображающая точка попадает в начало координат), после чего для поддержания заданной скорости на вход системы должно подаваться напряжение Ej+t Исключив из эти\ уравнений время, получим виражение, связывающее переменные j/i и 1/2: №= 1 - (1 -44)е. 1 - (1 -у,) е«. (1.132) Построение фазовых траекторий системы удобно производить в относительных единицах. Примем дг*=л;/£у= 1-е; .»•;= =л-2/ДГ2.м = (.-;Ло) Тогда 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 0.0018 |