![]() |
|
Главная Промышленная автоматика. где 1/у.мавс - максимальное напряжение управления; /в д„„ - допустимый ток вентиля. Для эффективного ограничеиня напряжения на входе усилителя необходимо, чтобы сопротивление г было значительно больше сопротивления вентиля: -к;50Лв. Суммарное напряжение вентиля выбирается с такнм расчетом, чтобы обеспечить достаточную форсировку переходных процессов: где а желаемый коэффициент форсировки; Uy,, напряжение управления, при котором э. д. с. ЭМУ при разомкнутой регулирующей обратной связи в установившемся режиме pafiHa номинальному значению. В качестве вентилей испатьзуются точечные н плоскостные германиевые или кремниевые дноды. Количество последовательно включенных диодов получим, разделив суммарное напряжение вентиля Ua на напряжение одного диода U: «; Лпосл- -у, Ur В случае необходимости может быть применено параллельное включение нескольких групп диодов. При пуске э. д. с. двигателя нарастает постепенно. В первый период пуска на вход промежуточного усилителя подается практически постоянное напряжение t/a = o;t/j,„. При этом регулирующую обратную связь (по скорости) следует считать ра:чомкнутой. Когда скорость двигателя будет близка к заданной, ток в шунтирующем вентиле уменьшится, сопротивление вентиля возрастет, и на вход усилителя будет подаваться разность задающего напряжения и напряжения регулирующей обратной связи, т. е. произойдет замыкание цепи обратной связи. При выборе значительных коэффициентов форсировки необходимо предусматривать устройства для ограничения тока главном цепи. В качестве такого устройства может быть применена отрицательная обратная связь по току главно» цепи с отсечкой, аналогичная токоограничивающей обратной связи в системах, работающих преимущественно в режимах пуска и торможения. Для ограничения тока в диодах и создания необходимого падения напряжения посчедовательно с источником питания включается сопротивление г, величина которого выбирается из условия Чумаке § 2.3. Системы с вентильными преобразователями фазового управления В настоящее время в системах автоматической стабилизации скорости получили развитие вентильные электроприводы с фазовым и импульсным управлением. В первом случае в зависимости от фазы отпирающих импульсов, подаваемых на управляющий электрод вентиля, на выходе преобразователя возникает последовательность импульсов напряжения с частотой т/, где т - число пульсов за период питающего напряжения переменного тока. Величина т определяется числом фаз преобразователя. Частота отпирания каждого вентиля преобразователя равна частоте сети. При этом на выходе преобразователя могут полхчаться разно-полярные импульсы напряжения, форма, продолжительность и высота которых зависят от фазы управляющих импульсов и индуктивности нагрузки. Под влиянием импульсов напряжения в цепи нагрузки установится ток, который в зависимости от величины нагрузки и индуктивности главной цепи может иметь иепре-рывнын либо прерывистый характер. Таким образом, при фазовом управлении осуществляется непосредственное преобразование напряжения переменного тока в последовательность импульсов, частота которых жестко опре-детяется частотой сети и фазностью преобразователя. Так, например, для трехфазной мостовой схемы выпрямления частота импульсов выходного напряжения т/=6-50= 300 гц. Вследствие небольшой частоты импульсов технические н энергетические показатели привода при глубоком регулировании хюгут оказаться недостаточно высокими. К таким показателям относятся к. п. д. двигателя, коэффициент мощности привода, пульсации скорости " др- Среди импульсных систем вентпльного электропривода получили распространение снстемы, в которых происходит преобразование напряжения постоянного тока, получаемого от источника постоянного напряжения, наприх1ер от мостового нерегулируемого выпрямителя, в последовательность импульсов прямоугольной формы произвольной частоты. Применение широтной либо частотной модуляции дает возможность получить значительный диапазон изменения выходного напряжения. Возможность произвольного повышения частоты импульсов в этом случае способствует снижению дополнительных потерь в Х1едн двигателя, значительному сужению зоны прерывистых токов, уменьшению пульсации скорости и повышению коэффициента мощности электропривода. Несмотря на явные преимущества систем с импульсным уттравлениеч, они применяются пока лишь в электроприводах 3UtIt cos q> (2.6) зависит от степени искажения кривой тока Vi=Ii/Ii из-за наличия высших гармонических и угла сдвига фазы (р основной волны первичного тока относительно волиы первичного напряжения. В уравнении (2.6) P=UJd = .iUJcosip - выходная (активная) мощность преобразователя; S=3Utli - полная мощность трехфазной сети; Udfd - средние значения э. л. с. и тока на вы-.ходе преобразователя; Ll,l, - действующие значения фазового первичного напряжения и несинусоидального первичного тока; / - действующее значение первой гармоники тока. Сдвиг фазы <р увеличивается с увеличением угла регулирования (уменьшением выходного напряжения преобразователя). Он также зависит от \гла перекрытия анодов. На рис. 2.3 приведены кривые cos(p-/ { .-.--) для некоторых схем вентильных преобразователей, где Udc - напряжение холостого хода при отпиранпн тиристоров в точке естественного «зажигания». Кривая / соответствует обычной мостовой схеме, 2 - трехфазной нулевой схеме с нулевым вентилем и 5 - иесим-метрнчиой мостовой схеме. ![]() 0) о? 0,4 0,5 0,6 0,7 ор 0,9 и/иц Рис. 2 3. Кривые зависимости cos ф вентиль, ного преобразователя от относительного вы .ходного напряжения Va/Uio. когда напряжение в ней отрицательно, предупреждая возврат в сеть переменного тока энергии, накопленной в магнитном поле индуктивности нагрузочной цепи. Это позволяет уменьшить величину реактивной мощности, поступающей из сети переменного тока, и тем самым улучшить коэффициент мощности выпрямительной установки. Мостовую схему (см. рис. 2.4. о) в этом случае можно рассматривать как преобразователь, состоящий из двух нулевых выпрямителей с нулевыми вентилями. Углы регулирования их могут изменяться от О до ,iix/6, независимо друг от друга. Вы,ход-ное напряжение каждого нулевого выпрямителя определяется своим углом регулирования. Результирующее выходное напряжение преобразователя равно алгебраической сумме выходных напряжений выпрямителей (1/вых = ии11--вы1!). В одном выпрямителе используются патожительные полуволны напряжения источника питания, а в другом - отрицательные. Нулевые вентили отключают цепь выпрямленного тока от обмоток трансформатора с отрицательными напряжениями, а также дают возможность работать вентилем одной группы (одного ну- Коэффициент мощности можно значительно повысить [24], если выполнить трехфазн\ю мостовую схему с двумя нулевыми вентилями (рис. 2.4, й). Особенность работы схем с нулевыми вентилями состоит в тон. что нулевой вентиль отключает цепь выпрямленного тока от вторичной обмотки трансформатора. малой мощности (до 1-1,5 кет) с транзисторными переключающими элементами. Это объясняется тем, что в случае применения тиристоров, работающи.х в импульсном режиме, требуются силовые коммутационные устройства гащения вентилей, что значительно удорожает установку. Такая искусственная коммутация необходима потому, что тиристор является полууправляемым прибором - он отпирается управляющим сигналом, но не может быть заперт при снятии сигнала управления. Для его запирания необходимо искусственно изменить полярность питающего напряжения. Появление тиристоров с полным управлеиием делает проблему использования импульсных систем большой мощности более перспективной. При выборе схемы вентильного преобразователя фазового управления для электропривода с широким диапазоном регули рования скорости следует иметь в виду два основных фактора - коэффициент мощности выпрямителя и ширину зоны прерывистых токов. Существенным недостатком управляемых вентильных преобразователей является снижение коэффициента мощности установки при регулировании вы.ходного напряжения вниз. Известно, что коэффициент мощности выпрямителя, определяемый соотношением ![]() ![]() Рлс 2.4. Трехфазная мостовая схема с пулевыми вентилями (ау и ее регулировочная .характеристика (б). гон, потребляющим меньшую мощность,-с более низким. Поставленному условию удовлетворяет способ регулирования, при котором выходное напряжение изменяет! я от максимальной величины j udo до 0,5 vdt путем изменения угла регулирования (например, rzi) вентилей одной группы при неизменном и равном н\лю угле I регулирования а.2 второй группы. На втором этапе выходное на-1 пряжение от 0,5 fdo до О регулируется изменением утла регулирования аз от О до 5я/6 вентилей второй группы, в то время как 1 угол регулирования cd вентилей первой группы остается постоян-1 ным н равным 5я/6, На рис. 2.4, б приведена регулировочная характеристика рас- I сматрнваемпго преобразователя при таком законе управления. 1 Она выражает зависимость степени изменения выходного напряжения С„=- - от углов регулирования а, и аз. Здесь ud и Цю - udo средние значения выпрямленного напряжения: текущее (0<ai 5я/6: 0<а2!£5л/6) п при полностью открытых вентилях обеих групп (ai = a2=0). На рис. 2.3 кривая 4 представ.чяет зависимость costp=f ( ) для рассматриваемой схемы, управляемой udo по приведенному закону. Значения cosq- на всем диапазоне регу-тпровання напряжения здесь значительно выше, че.ч в других схемах ![]() 0,1 0.2 0 O.i 0,5 Dfi Рис. 2.5. Зависимость относительного максимального граничного тока от электромагнитной постоянной времеки якорной цепи (а) и граничные скоростные ларактеристи-кп прн Г„ =0.0075 ceh (б). Ширина зоны прерывистых токов также зависит от схемы преобразователя [25]. Ограничение зоны прерывистых токов во всем диапазоне достигается применением многофазных схем выпрямления либо включением последовательно с якорем двигателя дпполннтельиогп дросселя, индуктивность которого растет с Уменьшением числа фаз выпрямителя. Включение шунтирующих нентилей значительно ограничивает прерывистость тока при на-ль1х скоростях. Однако их (иунтирующее действие при малых Г1ачення\ электромагнитной постоянной времени и больших значениях э. д. с. двигатетя может проявляться только при углах /л л V значительно Оольшнх I - - I 2 ш На рис. 2.5. а приведена зависимость относительного накси- левого выпрямителя) прн закрытых вентилях кторой группь (второго нулевого выпрямителя). Наилучший коэффициент мощности может быи. достигнут в1 сл\чае, если один нулевой выпрямтель. потребляющий большую! мощность, работает с высоким коэффициентом мощности, а дру-1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [24] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 0.0041 |