Главная Промышленная автоматика. в характеристиках при их совмещении на частоте 1000 Гц и определяется соответственно наибольшей разностью ординат в децибелах. Чтобы избежать «перескакивания» источников звука, частотные характеристики каналов рекомендуется выравнивать до 2 дБ. Очевидно, что значительные разбаланс каналов и их рассогласование по частотным характеристикам могут привести к полной потере стереоэффекта. Фазирование каналов. При стереофонической записи и при ее воспроизведении существенно, чтобы каналы между собой были правильно сфазированы. Включение каналов в противо-фазе приводит к неправильному восприятию стереофонии, однако эту ошибку трудно обнаружить на слух, посксгльку эффект пространственного звучания весьма разнообразен, Характер искажений, вносимых неправильной фазировкой, можно уяснить из табл. 3-6, , Таблица 3-6
Оркестр Оркестр кажется «растянутым по ширине», иногда с зоной молчания в середине, нет четкой направленности отдельных инструментов и слитности звучания Ощущается собранность оркестра, определенная стабильная расстановка инструментов При записи слуховой контроль фазирования приходится ijo-этому дополнять объективным контролем по индикатору фазирования (см. гл. 6). Согласно международному стандарту на механическую-вух- канальную стереозапись с ориентацией 45/45, фазирование каналов записи считается правильным, если двум акустически синфазным сигналам одинакового уровня, воздействующим на микрофоны обоих каналов, соответствуют поперечные колеба- ...... 3 .I : Щ В : Ук ЩМД- Hi,.- . ния резца; при неправильном фазировании эти сигналы будут фиксироваться в виде глубинной записи. В первом случае на экране индикатора фазирования должна наблюдаться горизонтальная, а во втором - вертикальная световая полоса. Если фазирование неправильно, переключают вход одного из каналов записи. €У:-: -: Ш1-.у at, .-Г В*У--- ."7 {f -•7- ШУ У Щt:-- туус\ шу-г- ту--: тШДу Обычно для проверки фазирования вместо подачи акустических сигналов на входы обоих каналов записи одновременно подаются напряжения с выходов стереомагнитофона, на котором воспроизводится измерительная лента с монофонической записью. Для проверки фазировки каналов воспроизведения проигрывают стереозвукоснимателем монофоническую пластинку с поперечной записью и наблюдают положение световой полосы на экране индикатора фазировки, который подключен к выходам каналов воспроизведения. Переходное затухание между каналами. Проникание сигналов из одного канала в другой искажает .стереозвучание и в предельном случае -при полном взаимном проникании сводит звучание, к монофоническому/В зависимости от характера проникания искажения проявляются в изменении протяженности звуковой базы (сужении или расширении), в ее сдвиге направо или налево или одновременно в изменении протяженности и в сд]виге. В связи с этим проникание ограничивают нормами, оценивая его показателем, который называется переходным затуханием [Публикация 50(806), МЭК, 1975]. В двухканальной стереофонии переходное затухание при проникании сигнала из правого канала в левый, дБ, 201g (3-8) т-уу ЩУГУ Аналогично переходное затухание из левого канала в правый: = 201g при проникании сигнала (3-9) Здесь Ur и Ui Щ[... УУ\ ШУ1 ШШуу \ ШШу- - - напряжения, измеренные соответственно на выходе правого канала, по которому передают сигнал, и на выходе левого канала, в который этот сигнал проникает. Подобный же смысл имеют значения (/ь и Ur. Обратная величина переходного затухания называется уровнем проникания. В квадрафонии, кроме того, таким же образом определяют переходное затухание между двумя задними каналами и между каждой парой левых и правых каналов. В профессиональной аппаратуре механической двухканальной стереозаписи переходное затухание между каналами находится в пределах 30-35 дБ. Эта сравнительно высокая норма позволяет установить доступную норму для аппаратов воспро- изведения. В лучших из них переходное затухание на частоте 1000 Гц равно 25-20 дБ; с повышением и понижением частоты переходное затухание обычно уменьшается. В воспроизводяи;их аппаратах широкого применения стремятся выдержать норму 15 дБ в полосе 300-7000 Гц. Кроме того, в той же Публикации МЭК предлагается показатель разделения каналов, оцениваемый по формуле D-201g (3-10) Оба напряжения U и Un измеряются последовательно на выходе одного и того же канала, при этом f/ -напряжение при воспроизведении полезного сигнала, поданного на данный канал, а С/п-напряжение, проникшее в этот же канал, когда воспроизводится запись другого канала; при этом сигналы записаны поочередно по одному и другому каналу и одинаковы по уровню и частоте. - - Причина проникания междух каналами записи заключается в отличии угла между осями модуляции рекордера от номинального значения 90°. Проникание между каналами воспроизведения возникает из-за несовпадения осей чувствительности звукоснимателя с осями модуляции. Оси модуляции "представляют собой направление составляющих колебания резца рекордера, аналогично оси чувствительности являются направлениями составляющих колебания иглы звукоснимателя. Угол раскрытия резца и его несимметричность не сказываются на проникании. Несовпадение осей чувствительности с осями модуляции может происходить из-за сдвига их в одной плоскости, а также из-зк поворота и наклона плоскости одних осей относительно плоскости других осей. При квадрафонии переходное затухание, которое может быть достигнуто между каналами, зависит от выбранного способа записи-воспроизведения. Ориентировочной нормой в аппаратах воспроизведения, при которой достаточно хорошо ощущается квадрафонический эффект, можно считать 20 дБ. Эта норма увязывается с ограничениями, вносимыми звукоснимателями, лучшие модели которых имеют переходное затухание между каналами обычно не выше 25 дБ на средних частотах и меньшие значения по краям частотного диацазона. Нормы по показателям, приведенным в Данной главе, отражены в ГОСТ, относящихся к области механической записи и ее воспроизведению, с учетом рекомендаций МЭК. Глава четвертая ЗАПИСЬ ш 11 д ..Т"г 11 pa-- ii?.j-ir- -.-1 ЩХУ ф-У-У: wx X йй;/-тл-:Г". g-.v- .-,1 . ХХж :v.-.: да:;:-!--- • 4-1. Студийная запись на магнитную ленту ~ Современный технологический процесс механической записи для грампластинок состоит из трех основных этапов: первый - студийная запись на магнитную ленту, второй - обработка выполненной записи, третий - перезапись с магнитной фонограммы на лаковый диск. С развитием стереофонии в практику студийной записи вошла многоканальная техника, для которой применяется оборудование, содержащее 8, 16 каналов записи и более. Это вызвано тем,* что непосредственная двух- или четырехканальная запись, необходимая для грампластинок, имеет ряд недостатков: для получения хорошего качества звучания требуется помещение с оптимальными акустическими характеристиками, что не всегда выполнимо; трудно добиться музыкального баланса и акустического баланса - это требует многократных проб по размепению исполнителей и микрофонов с повтором каждый раз записи всего ансамбля, что, естественно, утомляет его участников. В случае ошибки хотя бы одного из них ансамбль в целом должен быть записан заново. Эти основные недостатки устраняются при многоканальной технике записи. Количество каналов выбирается звукорежиссером в зависимости от характера записываемого произведения, сообразуясь с их наличиемв оборудовании. Звукорежиссер разделяет ансамбль на отдельные исполнительские группы, каждая из которых записывается с предусмотренного микрофона на свою дорожку магнитнЬй ленты; при этом.во избежание акустического взаимодействия- между группами их размещают в отдельных боксах или перегораживают щитами, а также применяют остронаправленные микрофоны. Для двухканальной стереофонии каждая исполнительская группа записывается на две дорожки широкой магнитной ленты и полученная таким путем многодорожечная запись последовательным сведением каналов (перезаписью) приводится к требуемой двухдорожечной записи на узкой магнитной ленте; кроме того, при перезаписи может быть включена дополнительная компонента, например запись солиста, выполненная в другое время и в другом помещении. Надлежащего баланса оркестровых групп и солистов в ансамбле звукорежиссер добивается в процессе сведения каналов, при этом он имеет возможность ввести искусственную реверберацию и другие коррекции. Полученная в результате чдвуорожечная магнитная фонограмма используется в перезаписи на диск для двухканальных стереопластинок. Заказ № 645 +12ДБ (3,1 В) ~8дБ(0,ЗГВ) -28дБ(37мВ) -38дБ УроВвнь шума "ыходной уровень -28дБ) -68дБ Уровень шума, (выходной уровень Н2дБ) Рис. 4-1. Структурная схема студийной аппаратуры (один канал) альныереглясры 5 - частотные корректоры; 4 - индивиду- 7 « линекй у/илитеГГ. ма?ГиГфГ„сГмпр1с%Г кТ t"sfcnS индикатор уровня; - контрольный агрегат! ~ Аналогично выполняется и четырехдорожечная запись на магнитную ленту для квадрафонических пластинок Следует заметить, что многоканальная техника требует от звукорежиссера высокой музыкальной эрудиции в сочетании с достаточными знаниями техники звукозаписи схем?гГп.а аппаратных дает структурная схема рис. 4-1. Для упрощения показан один канал записи 1?ипГ™ """ Р" микрофонов. Эта схема oTpaS в нрю ципе устройство каждого канала стереофонической записи, дая 66 ""6 " ,ШУУ: , .sr.-.. ;. Si-- -I i - . " WiyX--- ту--у- iyyv-Щ:У- \ШУУ- ШУ\ ШУ[ Шуу-- it-,г,- ; j ,f-V.i : "J. Ш-Пш 0:У-Уь ШУуГУУ- ту<$у которой используется стереофонический микшерный пульт и стереомагнитофон. > Дополнительный вход- Л позволяет при необходимости «подмешивать» в запись различные шумовые эффекты, воспроизводимые с грампроигрывателя или другого магнитофона; к этому же Ёходу может быть присоединена внешняя линия для записи по трансляции. Контрольный агрегат /О и индикатор уровня Р могут подключаться к.входу или выходу магнитофона. , Благодаря широкому применению транзисторов электронные блоки компактны; они встраиваются в усилительные стойки, микшерные пульты, магнитофоны, станки записи - на разъемах, что облегчает их замену. Микрофонные и линейные усилители, корректирующие контуры, регуляторы уровня и индикатор уровня, а также вспомо-тательные органы управления, коммутации й контроля сосредог точены в специальном столе - микшерном пульте, за которым работает звукорежиссер, ведущий запись. Кроме того, в пульте имеется переговорное устройство для связи с исполнителями в студии и предусмотрено место для нот, по которым звукорежиссер следит за записью. В аппаратной микшерный пульт устанавливается так, чтобы звукорежиссер имел возможность наблюдать исполнителей через смотровое окно в студию. Ориентировочная диаграмма уровней в различных точках схемы микшерного пульта показана на рис. 4-1 внизу. Уровни в децибелах по напряжению определены относительно нулевого уровня 0,775 В. Диаграмму уровней микшерного пульта строят, исходя из напряжений на его входе и выходе, руководствуясь следующими соображениями. Среднее напряжейие, развиваемое наименее чувствительным из современных микрофонов при записи речи, равно примерно 0,1 мВ. Это дает на диаграмме отправную точку -78 дБ. Максимальный динамический диапазон естественных звучаний, например симфонического оркестра, обычно укладывается в "70 дБ. При. записи на магнитную ленту этот диапазон подвергается сжатию до 40 дБ. Ограничение диапазона сверху вводится во избежание значительных нелинейных искажений, возрастающих с уровнем, а ограничение снизу имеет целью уменьшить влияние помех. Максимальное напряжение на выходе микшерного пульта должно быть 3,1 В, т. е. +12 дБ. Этот уровень, подаваемый на вход усилителя записи магнитофона, обеспечивает номинальную намагниченность ленты при записи. Средний уровень на входе усилителя записи магнитофона примем на 20 дБ ниже, т. е. -8 дБ, что соответствует напряжению 0,31 В, минимальный уровень при этом окажется равным -28 дБ (0,031 В). Микрофонный-усилитель работает в довольно трудных условиях, так как его входное напряжение изменяется в пределах 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 0.0017 |