Главная Промышленная автоматика. Глава вторая МЕХАНИЧЕСКАЯ ФОНОГРАММА 2-1» Геометрические особенности фонограммы при различных способах монофонической и стереофонической записи Геометрические особенности механической фонограммы ой- X. ж. ределяются формой носителя записи (диск, барабан, лента); способом образования канавки (резание, давление); направлением модуляции канавки относительно поверхности носителя аписи (поперечная, глубинная, поперечно-глубинная запись); размерами канавки. Форма н 0,0 и т е л я за п и с и определяет пространственное расположение канавки фонограммы: при записи на барабан она имеет вид цилиндрической спирали, при записи на диск - плоской спирали. Носитель в форме барабана, первым вошедший в практику, не получил дальнейшего развития из-за существенного недостатка- невозможности тиражирования фонограммы. Этот недостаток оказался решающим, несмотря на то, что условия записи и воспроизведения на барабане принципиально выгоднее, чем на диске, так как при равномерном вращении барабана линейная скорость во всех точках его цилиндрической поверхности постоянна. Запись на ленте производится как и на барабане, с постоянной линейной скоростью, и этим также выгодно отличается от записи на диск. Препятствием к широкому применению ленты в качестве носителя механической записи является более сложный процесс тиражирования фонограммы и неудобство эксплуатации ленты по сравнению с диском. При записи на диск, вращающийся с постоянной частотой, линейная скорость канавки по мере приближения к центру диска непрерывно убывает, вследствие чего запись постепенно сжимается и условия воспроизведения поэтому ухудшаются. Попытки производить запись на диск с постоянной линейной скоростью путем постепенного увеличения частоты вращения диска не увенчались успехом, так как аппаратура при этом слишком усложнялась и к тому же не удавалось достигнуть требуемой стабильности линейной скорости. В противоположность этому при записи с постоянной частотой вращения диска оказалось возможным получить сравнительно простые, стабильно работающие аппараты и хорошее качество записи-воспроизведения, поэтому механическая запись с постоянной частотой вращения стала общепринятой. Способ образования канавки влияет на качество записи.- При выдавливании канавка часто «затекает» вслед- - -v. 1 2й( L ид i ствие упругости материала носителя, поэтому запись может получиться искаженной, особенно на высоких частотах, где модуляция канавки мала. Кроме того, стенки канавки от затекания получаются неровными, что приводит к повышенному шуму при воспроизведении. Поэтому способом давления пользуются только в любительскрй практике и иногда для записей специального назначения, когда не требуется высокого качества звуковоспроизведения и предпочтение отдается простоте аппаратуры записи. При записи давлением не нужно устройство для отсоса стружки; в качестве записывающего элемента может быть использована воспроизводящая игла. Для профессиональной записи применяется исключительно способ резания, так как только он обеспечивает высокое качество. V Запись на диск можно производить от края к центру и в обратном направлении - от центра к краю. В пользу-записи от центра к краю в прошлом приводились следующие доводы: а) качество воспроизведения записи при проигрывании от края к центру диска ухудшается к концу проигрывания из-за того, что запись сжимается по мере приближения к центру, и от затупления иглы (имеется в виду игла одноразового проигрывания). Поэтому представлялось более выгодным записывать от центра; тогда громкая музыка, обычно соответствующая финалу музыкального произведения, записывалась бы у края диска, где запись растянута и канавка точнее огибается иглой; б) при нарезании KanaBKHvот центра к краю диска не требуется устройства для отсасывания стружки, так как резец удаляется от нее, а сама стружка непрерывно наматывается йа специальную круглую щетку, укрепленную на шпинделе шланшайбы. Однако воспроизведение записей от центра к краю оказалось невыгодным в аппаратах с пружинным механизмом, каким является граммофон: завод пружины по мере проигры- вания непрерывно ослабевает, а усилие, требующееся от пружины, возрастает с увеличением расстояния воспроизводящей иглы от оси вращения диска. Данное обстоятельство заставило в свое время предпочесть запись от края к центру диска. В настоящее время при использовании электропроигрывателей это соображение не играет роли. Другая причина, заставляющая все же считать запись от края к центру диска более удобной, заключается в том, что при записи в противоположном направлении (от центра к краю) пришлось бы рассчитывать площадь, занимаемую зоной записи, чтобы правильно выбрать начальный диаметр записи, иначе часть диска у края, где условия воспроизведения наилучшие, часто оставалась бы неиспользованной. Направление модуляций канавки относительно поверхности носителя записи определяет три способа записи: поперечную, глубинную и поперечно; глубинную запись. Каждому способу соответствуем характерный вид модулированных канавок. На рис. 2-1 показаны участки фонограммы с немыми и модулированными канавками при уве* личении примерно в 100 раз. На данном рисунке и на последуюи],их для наглядности канавки представлены, в упрощенном виДе, причем дуга окружности, вдоль которой нанесена канавка, заменена прямой, так как длина рассматриваемого участка канавки незначительна. При поперечной записи на диск зезец колеблется в направлении радиуса диска, вырезая канавку постоянной глубины. Записываемые звуковые колебания фиксируются в виде смещения канавки то вправо, то влево от. положения, соответствующего записи немой канавки (рис. 2-1, а).. При глубинной записи резец колеблется перпендикулярно плоскости носителя, изменяя глубину канавки в соответствии с записываемыми звуковыми колебаниями. Так как режущие грани резца направлены под углом к его оси, с изменением глубины изменяется й ширина Й канавки - симметрично относитель- но осевой линии (рис. 2-1,6). Поперечно-глубинная запись характеризуется канавкой, которая отклоняется влево и вправо и в то же время вверх и Щ!! 1зниз от осевой линии воображаемой немой канавки (рис. 2-1, в). г : Вследствие этого линия дна является пространственной кри (ШЩШ&у а сама канавка при переменных ширине и глубине несим-1Вв1Штйична. ВЖЁШИШкая модуляция канавки используется двухканальной записи, производимой является результирующим двух ных колебаний. Рис. 2-1. Вид канавок в поперечном разрезе и в плане. а - поперечная запись; б - глубинная запись; б - поперечно-глубинная запись. ДЛЯ стереофониче-резцом, колебание взаимно перпенди ЩШЩуУ ]- . . ы •-fi?, 0ууж
дай:;:*- ЩМУ--:- Ра}--.:- « Направление и I дди женил носителя записи
Направление ддижения носителя записи ЩШ-: уУ at:-::-:-"- . . Рис. 2-2. Образование монофонической канавки при поперечной (а) и глубинной (б) записи. /-поперечный разрез канавки; 2 - вид канавки в плане; 3 - разрез канавки пеопен дикулярно плоскости носителя записи по осевой линии (прямая 00). да :-.. -sr.;.. "4 Рис. 2-3. Образование стереофонической канавки при ориентации 45/45. 1 - направление составляющих колебаний резца при записи; 2 - поперечный разрез канавки; J - вид канавки в плане. Поясним образование монофонической и стереофонической канавок. На рис. 2-2 показаны канавки, получающиеся при монофонической. поперечной и глубинной записях гармонического сигнала. Образование более сложной двухканальной стереофонической записи поясняется на рис. 2-3, где показаны модулированные канавки, получающиеся при ориентации 45/45 и записи одного и того же гармонического сигнала только по правому каналу (рис. 2-3 а) или только по левому каналу (рис. 2-3, б); и ftOM и другом случае модулированной оказывается только одна стенка канавки -внешняя, располол<енная ближе к краю диска, для сигнала в правом канале или внутренняя, расположенная ближе к центру диска, для сигнала в левом- канале. В процессе модуляции канавки ее стенки перемещаются, каждая оставаясь параллельной самой себе. При одновременной подаче двух сигналов с одинаковой частотой по обоим каналам вид канавки будет изменяться в-зависимости от соотношения фаз и амплитуд сигналов. В частности, при одинаковых амплитудах и фазах получается канавка поперечной записи (рис. 2-3, в); в этом случае результирующие колебания резца являются поперечными колебаниями. Если сигналы находятся в противофазе, то канавка имеет тот же вид, что и при глубинной записи (рис. 2-3, г), т. е. результирующие колебания резца перпендикулярны плоскости носителя. Такое фазирование механических и электрических колебаний при стереофонической записи является общепринятым. Нетрудно представить себе, что при ориентации 0/90 и сигнале, поступающем только по одному каналу, получается либо поперечнаялибо глубинная запись, а при одновременной подаче по обоим каналам одинаковых сигналов в зависимости от их фазирования получится канавка, показанная на. рис. 2гЗ, а или б. В общем случае двухканальной стереозаписи сигналы в, обоих каналах различаются между собой по амплитуде, частоте и фазе, чем и определяется вид канавки. На рис. 2-4 показаны канавки стереозаписи 45/45 и 0/90 двух различных гармонических сигналов. В примере, соответствующем ориентации 45/45 (рис. 2-4, а), сигнал правого канала r/l=ЛlSino)l, сигнал левого канала y2=2sin(o)2 + ); при этом A2=Ai/3 и co2=2(oi. В примере с ориентацией 0/90 (рис. 2-4, б) сигнал r/i записан поперечно, сигнал у2 глубинно. Из рис. 2-4, а следует, что при ориентации 45/45 в каждый момент времени смещение краев стенок канавки в плоскости носителя (точки т, п) в ]/2 раз болйше соответствующих модуляций канавки. Контур внешней стенки отображает сигнал правого канала z/i=4isino)i, а кон-.тур внутренней стенки - сигнал левого канала y2=2sin(o)2 + ).. При ориентациии 0/90 (рис. 2-4, б) левый край стенки канадки смещается в плоскости носителя пропорционально сумме или разности, а правый край - соответственно разности или сумда модуляций канавки сигналами обоих каналов. Линия дна канавки в проекции на г[лоскость носителя повторяет форму сигнала yi=Aisina)if и, кроме того, глубина расположения этой лийии изменяется в соответствии с сигналом z/2=2sin(o)2 + k). ак видим, при записи одних и тех же сигналов с ориента- И 0/90 канавки отличаются по форме. й четырехканальной (квадрафонической) стереозаписи получаемая поперечно-глубинная канавка содержит сигналы че- щХ::.,.: \ууу. у рФ--уУН--- Штуу.:- шу:у:у-у 0шу% §0ё:г:ууу шу-ууу\ Шр тух.: yys-y--ууууу,..,[- fff-xyj: Шуууу- г 0t0y .>iy-: Шу у jy-..: Рис. 2-4. Образование стереофонической канавки. а - ориентация 45/45; б - ориентации 0/90. Позиции 2, 3 аналогичны указанным на рис. 2-3. тырех каналов записи. Поскольку для записи используется двухканальный стереорекордер 45/45, предварительно четыре канала преобразуются в два канала, сигналь! которых модулируют соответственно левую и правую стенки канавки. Подробнее о колебаниях резца при квадрафонической записи сообщается в гл. 7. В качестве примера на рис. 2-5 приведены фотографии участков пластинок с монофонической и стереофонической музыкальными записями. Размеры канавки должны соответствовать радиусу закругления воспроизводящей иглы, который в свою очередь определяется прижимной силой звукоснимателя. Когда применялись тяжелые звукосниматели, проигрывание велось иглой со сравнительно большим радиусом, чтобы избежать чрезмерного давления ее на канавку, при этом ширина канавки выбиралась в соответствии с размерами иглы также сравнительно большой. Запись с узкой канавкой и микрозапись рассчитаны на воспроизведение иглами с малым радиусом закругления острия и на легкие, звукосниматели. При стереофонической записи, когда ширина канавки непостоянна, ее минимальный размер должен также быть согласован с радиусом воспроизводящей иглы. На рис. 2-6 показано положение воспроизводящей иглы в немой канавке. Профиль канавки в поперечном разрезе по радиусу диска задается фронтальной гранью записывающего резца. Угол раскрытия канавки у обычно выбирается равным 90°. Этот угол считается оптимальным: острый угрл может быть причиной брака При . производстве пластинок из-за не-допрессовок, а при тупом угле неэкономно используется по- 0 1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 0.0017 |