![]() |
|
Главная Промышленная автоматика. 5.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ Существует много определений и описаний систем управления проектами. Кле-ланд (Cleland) дал общее определение системы управления проектами, состоящей из семи подсистем [16, р. 12]: подсистема поддержки организационных процедур; подсистема контроля проекта; • информационная подсистема управления проектами; • подсистема система технологий и методологий; • подсистема культурного окружения; • подсистема планирования; • подсистема человеческих ресурсов. Тьюман (Tuman) приводит подробные описания и анализы информационных систем управления и контроля проектов с нескольких точек зрения, отражающих огромный опыт автора по части разработки и внедрения компьютерных систем планирования и управления [104, pp. 652-691]. Он определяет "инфор мационную систему управления и контроля проектов" общего назначения, показанную в табл. 5.1, которая в дополнение к системе информационного обеспечения и контроля проекта включает как систему обеспечения технической информации и контроля, так и систему информации и контроля рисков. Однако любая информационная система, вне зависимости от определения, состоит из следующих компонентов: • документов (хранилищ информации); • процедур, процессов и программных пакетов для подготовки, ведения, хранения, передачи и утилизации документов, используемых для создания, планирования, оценивания и исполнения проектов в конкретной организации. В табл. 5.2 представлены документы, обычно используемые в ходе планирования проекта, утверждения работ, контроля и ведения отчетности. Эти документы рассмотрены в главах 10, 12 и 14. Для подготовки и использования каждой такой бумаги в соответствии со спецификой каждой категории проектов необходимы специальные процедуры, детально описанные в документации по управлению проектами в соответствующей отрасли. Последние десять лет стали активно развиваться и процветать компьютерные системы, включающие в себя практически все эти документы и процедуры, что сделало возможным использование одной интегральной информационной системы для управления всеми проектами в организации. Степень детализации документов ДЛЯ планирования проекта, утверждения работ, контроля и ведения отчетности Определение необходимой и разумной степени детализации документов всегда составляло фундаментальную проблему на пути повышения эффективности управления проектами. Существующие системы, очевидно, способны работать с неограниченной степенью детализации, но люди, занятые выполнением • оценивать трудозатраты, затраты материалов и иные затраты, связанные 1) с каждым результатом каждого проекта и соответствующим ему элементом ИСП/ИСР, 2) с каждым совокупным элементом ИСП/ИСР; • планировать и контролировать последовательность и сроки получения всех результатов и выполнения всех элементов работ, используя при этом главное расписание проекта и совокупность иерархически подчиненных ему более детальных частичных расписаний; • утверждать и контролировать расходование фондов, рабочего времени и других ресурсов, необходимых для выполнения проекта; • предоставлять менеджерам проектов, руководителям подразделений (отделов), функциональным руководителям работ и руководителям пакетов работ информацию о 1) фактической производительности и фактических расходах, 2) прогнозах на будущее; • непрерывно оценивать фактическую производительность, а также предвидеть и уменьшать проблемы, касающиеся содержания проекта, качества работы, расходов, сроков и риска, при необходимости используя в управлении проектами методику освоенного объема (Earned Value Project Management); • предоставлять заказчикам и руководству информацию о текущем состоянии проекта и прогнозе на будущее касательно содержания, качества, расходов, расписания, в том числе отчеты по завершении проекта. Бывают ситуации, когда требования заказчика или, например, работа в условиях совместного предприятия обусловливают применение для конкретного проекта определенной системы планирования и управления, отличающейся от системы, применяемой в корпорации для других проектов. В таких случаях эта отдельная система должна обладать способностью связываться с корпоративной и передавать ей всю информацию о ходе исполнения "своего" проекта (особенно касающуюся соблюдения сроков и использования ресурсов), тем самым давая возможность составить целостную картину в масштабах всей организации. Таблица 5.1. Определение информационной системы управления и контроля проектов. Истсяник: [104, р. 673]. Использовано с разрешения автора Таблица 5.2. Список типовых документов, сЛычно используемых в ходе планирования проекта, утверждения работ, контроля и ведения отчетности
расчетов, составлением отчетов и оцениванием информации, могут посвятить этой деятельности только ограниченное время и, кроме того, способны оперировать лишь ограниченными объемами данньгх. С этой проблемой была всегда связана другая, не менее важная: как, не потеряв эффективности, осуществить интеграцию системы информационного обеспечения и управления проектами со всей остальной деловой информацией и остальными системами в организации? Планирование (см. главу 10) Утверждение (см. главу 12) Контроль (см. главу 12) Отчетность (см. главу 14) Итоговый план проекта Иерархическая структура проекта/ работ (ИСП/ИСР, P/WBS) Матрица ответственности по задачам Главное расписание проекта Интегрированный (единый) сетевой план проекта Список интерфейсных и контрольных событий проекта Бюджет проекта План финансирования проекта План счетов проекта Утверждение об обт>емах работ отдельных задач Расписания задач Бюджеты задач Детализированные сетевые планы • технической производительности; • плановой стоимости; • профилей и контрольных событий Генеральный контрактный релиз Проектный релиз Наряды на субподряды и поставку Наряды на работы по задачам Реестр транзакций управленческого резерва Отчеты о расходах Обновляемые планирующие и утверждающие документы, которые сравнивают действительные показатели с бюджетами и расписаниями: • главное расписание проекта; • графики контрольных событий; • другие Отчеты об исполнении бюджета Отчеты об отклонениях от расписаний Отчеты об освоенном объеме и отклонениях от плановой стоимости Отчеты о технической производительности Отчеты об отслеживаемых рисках и промежуточных результатах Графики скольжения контрольных событий Ежемесячные отчеты о ходе работ: • устные; • главное расписание проекта; • отчеты о ходе исполнения стоимости; • отчеты об отслеживаемых рисках Обзоры критичных проектов руководством: • идентификационные данные крупных проектов; • отчеты об общем состоянии; • при необходимости - все вышеперечисленные отчеты Планирование (см. главу 10) Утверждение (см. главу 12) Контроль (см. главу 12) Отчетность (см. главу 14) Графики анализа тенденций Оценки до завершения задач (Estimates to Complete, ETC) и оценки по завершении задач (Estimates at Completion, EAC) Перечни корректирующих операций, принятые на совещаниях по оценке состояния проекта В решении этих двух взаимосвязанных проблем неоценимую помощь может оказать применение следующих двух основополагающих концепций: • систематическое иерархическое разбиение проекта с использованием концепции иерархической структуры проекта/работ для определения пакетов работ (или задач), которые образуют базовые элементы планирования и контроля проекта, и формирования логически непротиворечивой основы объединения информации в целей оценки, контроля и отчетности; • систематическое использование концепции управления интерфейсами (взаимодействиями) проекта с целью идентификации точек взаимодействия планов и расписаний проекта с системами планирования и контроля, используемыми в организации. Применение этих концепций, опирающееся на мощь современных систем управления проектами, позволяет организациям работать с той степенью детализации, которая отвечает требованиям, является экономически оправданной и практически осуществимой. В главах 5, 8,10 и 13 эти вопросы будут рассмотрены более подробно. Компьютерные информационные системы управления проектами 153 5.3 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ (ИСУП) с наступлением компьютерной эры и с разработкой и внедрением в 50-х годах различных методов планирования, таких как сетевые методы PERT/CPM/PDM, компьютерные приложения для планирования, календарной привязки и контроля проектов стали и остаются важными инструментами управления проектами. В течение многих лет в сфере управления проектами существовала тенденция к отождествлению информационных систем управления проектами с такими компьютерными приложениями и даже к отождествлению таких приложений с управлением проектами как с дисциплиной. Сегодня почти все практикующие специалисты осознают, что управление проектами - это нечто гораздо большее, чем просто компьютерные приложения. Компьютеры и программы - важные элементы сегодняшних ИСУП. Необходимость автоматизации обработки больших и взаимосвязанных объемов информации, характерных для управления крупными проектами или мультипроектами в сегодняшнем динамичном высокотехнологичном окружении, сделала возможными разработку и эффективное использование интегральных информационных систем управления проектами. Но только в последние годы с развитием систем, использующих Internet-технологии, удалось осуществить полную автоматизацию управления всеми проектами в рамках единой интегральной компьютерной системы. Создание, хранение, выборка и обработка электронных документов и информации в ИСУП Все документы, перечисленные в табл. 5.2, могут быть созданы, сохранены, обработаны и найдены в цифровом формате с использованием современных программных пакетов управления проектами, выполняемых на той или иной вычислительной базе - будь то настольный компьютер, ноутбук или карманный компьютер, подключенный к системе связи с Internet. Каким образом информация и документы используются менеджерами проектов и какие лица занимают остальные ключевые должности с интегральной ответственностью, подробно определяет процесс управления проектами в организации. PERT - Program Evaluation Review Technique, метод оценки и анализа программ. СРМ - Critical Path Method, метод критического пути. PDM - Precedence Diagram Method, вычисления на основе диаграмм предшествования. - Прим. ред. Таблица 5.2. Список типовых документов, обычно используемых в ходе планирования проекта, утверждения работ, контроля и ведения отчетности (окончание) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 0.0017 |