![]() |
|
Главная Промышленная автоматика. Таблица 8.2. Ключевые различия между множеством малых проектов и множеством больших проектов Большие мультипроекты Множество малых проектов Роль менеджера проекта Команда проекта Объединяющие планирование и контроль На эту роль назначается менеджер, не имеющий функциональных обязанностей Ключевые члены команды могут отчитываться менеджеру проекта, находясь либо в одном помещении, либо в своих функциональных организациях Каждый проект планируется и контролируется с учетом остальных; конфликты в мультипроектах разрешаются на уровне, более высоком по отношению к менеджерам проектов. В разных проектах часто используются разные системы Роль остается в пределах линейной организации. Менеджеру оказывается поддержка со стороны персонала, ответственного за планирование и координацию. Возможно назначение одного менеджера проекта/ программы или координатора для нескольких проектов Работы по проект) всегда выполняются в функциональных подразделениях. Работа у заказчика выполняется специально выделенной для каждого проекта командой, работающей в режиме полной занятости Все проекты должны планироваться и контролироваться совокупно, в рамках единой системы планирования и управления операциями мультипроекта. Конфликты разрешаются менеджерами мультипроектов и/или руководителями функциональных подразделений Системы управления проектами на базе сетевых моделей PERT/CPM/PDM Значительные выгоды как при выполнении крупного мультипроекта, так и при выполнении большого количества мелких можно получить от использования сетевых методов планирования. К таким выгодам, в частности, относятся: • повышение качества планирования, а также календарная привязка операций и прогнозирования ресурсных требований; • выделение из общей совокупности повторяющихся операций (моделей) планирования, которые можно использовать в разных проектах, тем самым упрощая процесс планирования; • возможность изменения расписаний операций в соответствии со взаимосвязями проектов и ресурсных ограничений, согласно разработанным правилам приоритетов; • возможность эффективного использования компьютеров для получения своевременной, обоснованной информации, необходимой для управления мультипроектами. Концепция планирования и управления операциями мультипроекта более подробно рассматривается в разделе 8.6. Зависимости внутри проектов и между ними Проекты и операции внутри проектов могут быть связаны друг с другом тремя следующими основными способами: • через результат операции. Результат, полученный по завершении операции в проекте или задаче, должен быть доступен до начала операции в другом проекте или другой задаче; • через общую единицу ресурсов. Например, инженер должен сначала завершить операцию в проекте или задаче, прежде чем сможет начать новую операцию в другом проекте или другой задаче; • через норму расхода общих ресурсов в двух или нескольких проектах/задачах, использующих единый пул ресурсов (например, группу слесарей-водопроводчиков). Когда расход определенного вида ресурсов превышает возможности пула, проекты или задачи становятся взаимозависимыми из-за ограниченности запаса ресурсов. Первые две взаимозависимости могут быть представлены интерфейсными событиями и рассматриваются в части II (преимущественно в главе 13); третья подробно обсуждается в следующем разделе и в части П. 8.5 УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ В ПРОЕКТАХ Одна из частых причин задержки проектов, приводящая к штрафам и другим нежелательным последствиям, - попытка заключить больше контрактов и выполнить больше проектов, чем позволяют имеющиеся ресурсы. Перерасход Ресурсы, которыми нужно управлять Управлять следует различными ресурсами, в том числе временем, финансовыми средствами, людьми, помещениями, оборудованием и материалами. Бремя -это основополагающий ресурс, которым нельзя управлять, как другими. Течение времени имеет только одно направление. Упущенное время вернуть невозможно. Его нельзя хранить или накапливать для последующего использования. Время - элемент, который в плане проекта взаимодействует со всеми другими ресурсами. Остальные ресурсы поддаются прогнозированию, перераспределению и управлению с помощью соответствующих процедур, выработанных и используемых во всех организациях для управления отделами, подотделами и другими организационными единицами. Однако практика показывает, что существующих методик и процедур для выполнения задач по управлению этими ресурсами часто бывает недостаточно. Процедуры и инструменты для управления ресурсами проекта Эффективные процедуры оценки, прогнозирования, распределения и контроля ресурсов одного или нескольких проектов описаны в части П. Ввиду больших объемов подробной информациия в крупных проектах и мультипроектах единственным практическим средством для управления динамическими процессами изменения планов, расписаний и распределения ресурсов часто являются компьютерные системы. В главе 5 рассматриваются возможности таких инструментов, а также их выбор и внедрение; в числе прочего описываются программные средства для управления ресурсами в масштабах предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP). Планирование, календарная привязка и контроль проекта в условиях ограниченных ресурсов Сравнительно новые концепции критической цепочки и ресурсного критического пути рассматриваются в разделе 10.17. Эти методы направлены в первую очередь на увязывание ресурсов с планами и расписаниями (см. приложение в конце книги). 8.6 ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ В МУЛЬТИПРОЕКТЕ Выполнение нескольких проектов (как больших, так и малых) часто требует введения функции планирования и контроля операций. Эта функция может быть введена в масштабах отдела, линейки продуктов или всей компании. Она выполняется на уровне главного расписания всех контрактов и/или проектов и позволяет осуществлять комплексное управление маркетингом, инжинирингом, снабжением, производством, инсталляцией и вводом в эксплуатацию (обычно в рамках конкретной линейки продуктов или подразделения). Такая функция в отдельно взятой организации, несомненно, будет полезной для управления проектами и офиса управления проектами. Конечный результат ее использования выражается в следующем: бюджета также может иметь место в случае, когда при принятии обязательств по проекту и в ходе его исполнения не учитываются ресурсные ограничения. Поэтому управление ресурсами становится важным фактором для менеджеров проектов и мультипроектов, а также для участвующих в проекте функциональных руководителей. Управление ресурсами включает в себя следующие аспекты: • оценка и прогнозирование требований к ресурсам по функциональным задачам каждого проекта и суммирование этих требований по всем проектам. Для осуществления таких задач необходимо, чтобы планы и расписаний операций проектов находились во взаимосвязи с оценками требований к ресурсам и информацией о фактических расходах; • своевременное и эффективное приобретение, обеспечение и распределение ресурсов; • планирование работы с учетом ограничений имеющихся ресурсов; • контроль использования ресурсов для успешного выполнения работы в соответствии с планом проекта. Если говорить об управлении человеческими ресурсами, то между работой над одним или несколькими крупными проектами и работой над множеством мелких имеется одно важное отличие. В крупном проекте, как правило, существует возможность тем или иным способом получить требуемые ресурсы: нанять дополнительных сотрудников на постоянной или временной основе, привлечь субподрядчиков, консультантов, воспользоваться услугами агентств по подбору персонала. Б ряде малых проектов доступные и всегда ограниченные ресурсы следует тщательно распределять, обеспечивая поддержку всех проектов, а это часто труднее, чем увеличивать фонды за счет внешних источников. • осуществлять постоянный мониторинг функционального планирования при достаточном уровне детализации; • точно и регулярно оценивать воздействие на корпорацию предполагаемых результатов, достигаемых в функциональных отделах; • своевременно и оперативно проводить количественный анализ результатов альтернативных бизнес-стратегий; • своевременно вносить изменения в планы, сравнивая доступные ресурсы с потребностями по контракту; • создавать расписания высшего уровня, отражающие сбалансированную и скоординированную нагрузку между инжинирингом, производством, тестированием и установкой или операциями на территории заказчика. Необходимо такое планирование, которое позволит оценить планы функциональных отделов и степень их влияния на эффективность корпорации и команды проекта, а также соответствие получаемых результатов контракту. Кроме того, необходимо применение достаточно мощных методик оценки обоснованности принимаемых решений и их соответствие условиям контракта. При этом вышеуказанными возможностями должно располагать руководство достаточно высокого уровня, которое может предложить решения проблем, выходящие за пределы функциональных подразделений. Пути решения: планирование и контроль операций Основная идея, позволяющая приблизиться к решению очерченной выше проблемы, состоит в том, чтобы организовать планирование и контроль операций, обеспечив их вспомогательными системами поддержки. Эта идея подразумевает: • оптимизацию корпоративных и проектных целей, которые касаются производительности (хода исполнения работ), за счет планирования процеб сов маркетинга, инжиниринга, производства и ввода в эксплуатацию путем создания главных расписаний корпоративного уровня; • координацию процессов планирования в функциональных отделах путем мониторинга степени использования ресурсов, выявления функциональных зависимостей в проекте и расширения рамок планирования для обеспечения целостного взгляда на проект; • постоянную оценку и сравнение возможностей организации с требованиями проектов, что подразумевает: а) прогнозирование производительности и сравнение ее с корпоративными и проектными требованиями; б) заострение внимания на тех областях, в которых наблюдаются отклонения от плана и потому от руководства требуется принятие решений, связанных с потенциальной нехваткой или потенциальным избытком ресурсов; • разработку и внедрение вспомогательных систем моделирования для оценки вероятных результатов альтернативных действий и предложения высшему руководству возможных альтернативных решений. Потенциальные преимущества Потенциальные преимущества внедрения функции планирования и контроля операций заключаются в следующем: • совершенствуются функциональные связи, что положительно сказывается на функциональной производительности; • улучшается общая производительность по контрактам и проектам; • при совершенствовании планирования и использования ресурсов повышается корпоративная производительность. • совершенствуется поддержка планирования и контроля для каждого менеджера проекта, что приводит к сокращению численности персонала в каждом офисе проекта (риски, связанные с чрезмерной централизацией такой поддержки применительно к большим проектам, были рассмотрены выше); • укрепляются возможности разрешения конфликтов между проектами и контроля относительных приоритетов проектов, особенно для большого количества малых проектов; • в большей степени унифицируются планирование и контроль, что дает высшему руководству возможность рассматривать все проекты в комплексе; • улучшается прогнозирование требований всех проектов к ресурсам. Природа проблемы Руководство высшего звена должно быть уверено, что планирование ведется таким образом, чтобы удалось достичь оптимальной корпоративной и проектной производительности. Чтобы быстро и качественно оценить последствия конкретного компромисса, касающегося стоимости, и конкретной альтернативной стратегии действий, руководство должно своевременно получать адекватную информацию о производительности и об ожиданиях клиентов. Функции централизованного планирования не полностью удовлетворяют вышеописанные потребности руководства, потому что, как правило, отсутствуют следующие возможности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [36] 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 0.0018 |