![]() |
|
Главная Промышленная автоматика. 12.1 АВТОРИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ РАБОТ После того как проект определен, спланирован, по нему составлены расписания и бюджеты, эффективное управление проектами подразумевает, что отдельные задачи должны быть доведены в письменной, документальной форме до лиц, которые будут руководить этой работой и выполнять ее, давая им полномочия использовать финансовые, человеческие и другие ресурсы проекта. Такой авторизующий документ должен содержать необходимые календарные планы и согласованный бюджет. Менеджер проекта обязан получить от каждого руководителя согласие и обязательство (желательно скрепленные подписью) принять и выполнить задание. Разумеется, при изменении условий такие соглашения можно пересмотреть или отменить. Данный процесс называется автхфизациш и контролем работ. Он требуется как для задач, решаемых в рамках организации-спонсора, так и для задач, выполняемых внешними подрядчиками и поставщиками. Обычный порядок авторизации работ таков: • заключается контракт (либо получается разрешение на выполнение работ, обоснование научно-исследовательской разработки или подписывается иной документ, разрешающий осуществление работ), после чего происходит оформление главного контрактного релиза; • оформляется релиз по проекту; • по мере необходимости в календарные планы и бюджеты проекта и отдельных задач вносятся изменения. Устанавливаются временные границы фаз с учетом даты разрешенного начала работ и изменений, сделанных в процессе утверждения; • согласуются и оформляются рабочие задания по всем начальным задачам; • при необходимости оформляются подряды и заказы на поставку; • утверждаются и открываются счета для учета затрат (расходные счета) для активных задач. Бюджеты вводятся в электронную систему обработки данных, если таковая используется. С этого момента начинается работа. Новые рабочие задания, субподряды и заказы оформляются по мере наступления установленных для этого сроков. В целях мониторинга и контроля все расходы отражаются на соответствующих расходных счетах. После выполнения задачи или подзадачи ее расходный счет закрывается, и последующее отнесение средств на него не допускается, если не считать получения особого разрешения на запоздалую транзакцию. На рис. 12.1 показаны вышеописанный порядок авторизации работ и взаимосвязь функциональной структуры организации с ИСП. Контрактные и проектные релизы После подписания контракта его администратор готовит главный контрактный релиз (или эквивалентный документ) и предоставляет его всем ключевым менеджерам, задействованным в данном проекте. в качестве примера можно привести используемую некоторой организацией форму контрактного релиза, состоящую из двенадцати страниц с соответствующими приложениями: 1. Краткое резюме. 2. Содержание и объем работ. 3. Продукция и цены - оборудование. 4. Продукция и цены - требования к данным. 5. Чертежи. 6. График поставок. 7. Информация по осмотру, упаковке, транспортировке и составлению накладных. 8. Ордера на замену продуктов. 9. Требования к собственности. 10. Инструментальное и контрольное оборудование. 11. Контрактные требования. 12. Требования по сопровождению. в некоторых компаниях иногда может потребоваться введение дополнительных пунктов или замена вышеперечисленных. Далее оформляется проектный релиз, где устанавливается совокупный объем прямых затрат на исполнение проекта. Хотя в различных организациях этот документ может называться по-разному, его назначение всегда одинаково. Для проектов по разработке новой продукции, например, роль такого документа может выполнять обоснование научно-исследовательской разработки с соответствующими утверждениями или титульным листом. На рис. 12.2 показан типичный проектный релиз. Он должен быть утвержден менеджером проекта, администратором контракта, директором по производству или менеджером проекта и контролером. Если в силу непредвиденных проблем или изменения объема работ и содержания проекта потребуются дополнительные средства для его завершения, то, прежде чем израсходовать их, необходимо будет подготовить новый проектный релиз с соответствующими изменениями. В ситуациях перерасхода бюджета используется управленческий релиз, позволяющий получить необходимые фонды либо за счет уменьшения прибыли по контракту, либо каким-то другим путем. Субмодуль
![]() Рисунок 12.1. Объединение функциональных организаций и иерархической структуры проекта/работ Источник: ITT defense communications division. Использовано с разрешения издателей. См. также рис. 10.7 (1 из 2) WBS100 Программа или проект 01-9: .-----------, ,- I Управление , j I системой/программой] 50-60 --J -1 г I-- Лоикыв I Система посадки I маипыв I самолета по приборам -----б1~75 [ ("слепая" посадка) j 76-90 . J- 112 I Группа разработки электроники 1 Tl~19 Группа разработки I передатчика 1 Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 20-25 1113 Станина Сервосистема Счет затрат 1115 1116 Модуль средних волн Уровень 4 J L I I J L I Уровень 5 См. также рис. 10.7. KOHtponi. зада!И/гюцзадачи Инженер ..роела 2 Г 50 10 Рисунок 12.1. Объединение функциональных организаций и иерархической структуры проекта/работ Источник: ITT defense communications division. Использовано с разрешения издателей. См. также рис. 10.7 (2 из 2) Выпуск № Контракт № Дата контракта Дата завершения контракта Менеджер программы/проекта Название/количество „Тип ПРОЕКТНЫЙ РЕЛИЗ Счет № Дата выпуска . Класс продукта Номер предложения Администрация контрактов. Отдел ОБЩИЕ УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ Прямые расходы на оплату труда: 1. Инженеры $ 2. Техники 3. Чертежники и технические писатели 4. Слесари 5. Операторы станков 6. Канцелярские служащие 7. Тестировщики и инспекторы 8. Прочие сотрудники Итого: прямых расходов на оплату труда Прямые расходы на оплату труда - изготовление: $ 4. Слесари 5. Операторы станков 6. Канцелярские служащие 7. Инспекторы 8. Прочие сотрудники Итого: прямых расходов на оплату труда - изготовление Накладные расходы - прочив затраты Накладные расходы - изготовление Прямые расходы на материалы Обслуживание по субподрядам - материалы Обслуживание по субподрядам - прочив Избыток времени Расходы компании - материал Расходы компании - прочие Дорожные расходы Специальные статьи - инструменты и обработка материалов Специальные статьи - капитальные расходы Прочее Итого: утверждено расходов За вычетом: фондов управления по документации № Итого: оплачено заказчиком Комментарии
Рисунок 12.2. Пример документального оформления проектного релиза Наряды на работы Для авторизации и контроля выполнения задач, соответствующих бюджетов и календарных планов необходима формальная процедура, ключевым документом которой обычно является наряд на работу. Зачастую в компаниях существуют жесткие процедуры оформления таких нарядов на случай относительно несущественных расходов, например текущего ремонта зданий, однако эквивалентные процедуры для авторизации и контроля расхода гораздо больших сумм в рамках проектов, включая научные исследования и разработку, отсутствуют. Этот очевидный недостаток снижает способность компании контролировать объем работ, соблюдение календарных планов и бюджета проекта. Наряд на работы должен содержать, по меньшей мере, следующие пункты: • краткое, но всеобъемлющее описанш работы; • место в иерархической структуре проекта с указанием соответствующих кодовых номеров (если они используются) пакета работ и вышестоящего элемента в структуре проекта; • бюджет, разделенный на статьи по затратам на оплату труда и на материалы, по рабочим часам, объему материальных ресурсов и другим прямым расходам за определенный период времени; • расписание с указанием срока начала работы и ее завершения, известных промежуточных контрольных и интерфейсных событий, а также связанных контрольных пакетов работ; • ссылки на соответствующие спецификации продукции, чертежи и другие документы; • код расходного счета с указанием кодов субсчетов для контроля в случае дальнейшего делегирования выполнения вспомогательных работ, если это возможно и целесообразно; • подпись инициатора - менеджера проекта или менеджера задачи - для последующих нарядов на вспомогательные работы; • подпись лица, уполномоченного взять на себя ответственность за выполнение указанной работы, его идентификационное имя или код в организации (имеется в виду, например, функциональный лидер проекта или лидер задачи); • любые особые условия. На рис. 12.3 показан пример типичного наряда на работы. Как уже указывалось, к нему должны прилагаться календарный план выполнения задания, бюджет и другие соответствующие документы. Нередко необходимо утверждение работ на более низком уровне. Дополнительные наряды на проведение вспомогательных работ, разрешения на отхгуск/ отгрузку, заказы на изготовление, цеховые наряды, распоряжения о закупках. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [57] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 0.0019 |