Главная >  Документация 

 

  понятие экологизации технологий производства состоит в проведении мероприятий, направленных на предотвращение отрицательного воздействия производственных процессов на природную на окружаюую человека. Требования существующего законодательства»

 

1-2 марта 2006 г. НП Российское теплоснабжение

 

Регулирование стоимости тепла - одна из важнейших задач региональной энергетической комиссии

 

Малюта Д. В.,  начальник отдела коммунальной энергетики, член правления Региональной энергетической  комиссии Кемеровской области

 

Со времён плана ГОЭЛРО и электроэнергетического скачка тридцатых годов ХХ века в нашей стране осталось не преодолённым отношение к тепловой энергии для нужд теплоснабжения как к чему – то сугубо вторичному в сравнении с электроэнергией. То, что проблеме теплоснабжения не уделялось и не уделяется достаточно внимания, свидетельствует и отсутствие в Министерстве энергетики и электрификации СССР специального подразделения, ответственного за теплоснабжение страны, и отсутствие таких подразделений в существующих федеральных структурах (Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам, Федеральном агентстве по строительству и жилищно – коммунальному комплексу и т. п.).

 

С большим сожалением приходится констатировать тот факт, что всеми «заинтересованными лицами» рассматриваются вопросы реформирования, если так можно выразится, «электрической» составляющей энергетики. При этом преобразования в сфере теплоснабжения проходят «сами по себе», особого внимания со стороны инициаторов реформ им не уделяется. А ведь мы живём в Сибири. Бесперебойное, надёжное и качественное снабжение тепловой энергией потребителей – чрезвычайно сложная и ответственная задача энергетиков. Их работа в этой сфере напрямую связана с обеспечением комфортности проживания людей и нормальной работы промышленных предприятий.

 

Современное состояние систем коммунального теплоснабжения и очевидная необходимость их совершенствования вызвало, в последнее время, появление нескольких концепций реформирования систем городского теплоснабжения России. Под эгидой Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации в 2006 году вновь начата работа над проектом Закона о теплоснабжении. Однако есть опасения, что инициаторы и авторы всех этих нужных, в целом, документов не имеют полного представления о современных условиях жизни в сибирском климате, а так же о сопутствующих опасностях и угрозах. В этих концептуальных документах проглядываются ведомственные притязания, включая интересы в сфере доходов и прибылей от теплоснабжения, порождённые новыми экономическими взаимоотношениями. Считаем, что разработка вышеуказанных документов должна вестись с максимальным учётом мнений региональных структур, связанных с функционированием систем теплоснабжения и их тарифным регулированием.

 

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области считает, что регулирование тарифов на тепловую энергию является одной из важнейших задач в деятельности комиссии и одним из основных факторов, обеспечивающих надёжное и качественное теплоснабжение потребителей. Свою основную функцию РЭК видит в достижении баланса интересов, как потребителей, так и производителей энергии. И для этого имеются все возможности, поскольку комиссия укомплектована квалифицированными специалистами в области энергетики, экономики и права, имеющими большой опыт практической работы. Это особенно актуально в период начавшейся реформы энергетической отрасли страны.

 

Потребительский рынок Кузбасса в тепловой энергии обеспечивается 8 электрическими станциями и пиковой водогрейной котельной ОАО «Кузбассэнерго», 2 промышленными блок - станциями, а так же 234 ведомственными и 969 муниципальными производственно-отопительными и отопительными котельными. Общий объём поставок тепла потребителям составляет практически 33 млн. Гкал.

 

ТЭЦ и ГРЭС ОАО «Кузбассэнерго» частично обеспечивают тепловой энергией 5 городов Кузбасса. Большинство потребителей области получают теплоэнергию от муниципальных и ведомственных котельных, а так же промышленных блок – станций. Сравнительный анализ объёмов реализации продукции на рынке тепловой энергии Кемеровской области за период 2004 – 2006 (план) годы выявил тенденцию постоянного снижения этого показателя (в натуральном выражении) по станциям ОАО «Кузбассэнерго» и промышленным блок – станциям, в то же время котельные различных форм собственности, за аналогичный период, увеличили поставку тепла потребителям. В настоящее время практически половина тепла в Кемеровской области (или 16 млн. Гкал) вырабатывается на котельных.

 

И в этом секторе энергетики ситуация является наиболее тяжелой, поскольку  основу коммунальной теплоэнергетики области составляют котельные малой мощности и тепловые сети постройки 50–70 – х годов прошлого века. Из-за значительного износа сетей очень высоки в них нормативные потери, фактический уровень потерь превышает 35 %.

 

Сложное финансовое положение теплоснабжающих предприятий, неплатежи за потребленное тепло не всегда позволяют своевременно производить замену изношенного оборудования на котельных и тепловых сетях, а результат видим или ощущаем каждую зиму в каком-либо городе или посёлке. В Кузбассе положение усугубляется еще и тем, что в ходе реструктуризации угольной промышленности и закрытия ряда шахт, в муниципальную собственность были переданы котельные и тепловые сети, ранее находившиеся в ведении угледобывающих предприятий. Котельные и сети, в основном, отданы в неудовлетворительном техническом состоянии, но материально–технические и ремонтные базы вместе с ними переданы не были. И это тоже, в какой-то степени, влияет на тарифы. Ведь тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципальными и ведомственными котельными, как минимум в полтора, а то и более раз, больше, чем тарифы от теплоисточников ОАО «Кузбассэнерго».

 

Казалось бы, складывается замкнутый круг: высокие тарифы приводят к росту неплатежей потребителей, а низкие тарифы – лишают теплоснабжающие предприятия необходимых денежных средств для нормального функционирования. На первый взгляд, ситуация тупиковая и, вроде бы решения нет.

 

Учитывая то влияние, которое высокая стоимость коммунальных услуг (в том числе теплоснабжение и горячее водоснабжение) оказывает на социальную стабильность в регионе, губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев потребовал навести порядок в этой сфере и начать работу по экономии народных средств. Ведь нельзя забывать о том, что платежи за тепло и горячую воду в среднем составляют более 50 % в квартирной плате кузбассовцев.

 

Многие теплоснабжающие предприятия Кузбасса, в тесном сотрудничестве со специалистами РЭК и Администрации Кемеровской области, проводят техническую и экономическую политику, направленную на существенное снижение издержек производства и распределения тепловой энергии, уменьшение себестоимости вырабатываемого тепла несмотря на увеличение стоимости топливно – энергетических ресурсов, транспортных расходов и т. п. Это положительно сказывается как на экономическом состоянии этих предприятий, так и на стабильности социально – экономической обстановки в городах и районах области.

 

В то же время, достаточно большое количество теплоснабжающих предприятий области пытаются решить свои проблемы за счёт потребителей. В тарифы на тепловую энергию пытаются заложить и бесхозяйственность, и собственное неумение нормально работать, да и что греха таить, и воровство. Однако у специалистов РЭК достаточно квалификации и опыта работы в энергетике для того, чтобы выявить эти негативные явления и исключить их из утверждаемых тарифов.

 

Работа по тарифному регулированию проводится не только в кабинетах, но и с выездами на предприятия, во время которых проверяются реальные расходы тепловиков. В случае необходимости к этой работе подключаются энергоаудиторские организации, выявляющие нерациональные расходы топливно–энергетических ресурсов при помощи инструментальных обследований.

 

В процессе тарифного регулирования РЭК сотрудничает с администрациями городов и районов области, депутатами органов местного самоуправления, работниками профсоюзных организаций прекрасно знающими обстановку на местах.

 

Отдельно хотелось бы коснуться практики сотрудничества с депутатами местных советов. Не секрет, что установленные законодательными органами муниципальной власти нормативы потребления тепла и размеры платежей населения за услуги отопления и горячего водоснабжения далеко не всегда соответствуют экономически обоснованным тарифам. Это приводит к тому, что теплоснабжающие предприятия недополучают денежные средства, заложенные в тарифах, что существенно осложняет их финансовое состояние. В ходе тарифного регулирования 2005 года РЭК Кемеровской области привлекала депутатов к участию в экспертных рабочих группах по рассмотрению тарифов на тепловую энергию. И это, по нашему мнению, дало значительный положительный результат. Во многих муниципалитетах рассмотрение вопросов, связанных с тарифообразованием, перешло из политической плоскости к нормальным экономическим процессам.

 

Расходы на выработку и распределение тепловой энергии всех теплоснабжающих предприятий области рассматриваются на заседаниях экспертного совета РЭК, в состав которого входят как специалисты энергетики, так и представители Администрации Кемеровской области, Федеральной антимонопольной службы, учёные Кузбасских ВУЗов.

 

Вместе с тем, хотелось бы заострить внимание на проблемах, обусловленных изменениями в нормативно – правовых документах, с которыми РЭК Кемеровской области столкнулась в 2006 году и которые существенно осложнят процесс регулирования тарифов на 2007 и последующие годы. Их можно условно разделить на 2 блока.

 

1. Проблемы, связанные с изменением федерального законодательства в сфере регулирования стоимости жилищно – коммунальных услуг. В связи с реализацией норм Федерального закона от 30 декабря 2004 № 210 – ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федерального закона от 26 декабря 2005 № 184 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации Федеральной службой по тарифам с 01.01.2006 введено установление предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными (приказ ФСТ России от 29 декабря 2005 № 853 – э/4). В связи с этим возникают следующие вопросы:

 

· как совместить принцип экономической обоснованности, закреплённый в 41 – ФЗ с процедурой установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию;

 

· каким образом учитывать выпадающие доходы 2005 года, обусловленные ростом цен на топливо, услуги водоснабжения и водоотведения, регулируемые муниципалитететами, превышающим параметры, определённые МЭРТ РФ, в условиях ограничения роста тарифов;

 

· как учитывать уровень оплаты труда, закреплённый в Отраслевом тарифном соглашении по организациям жилищно – коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации, при тарифном регулировании, если учитывать, что фактический уровень оплаты труда работников теплоэнергетических предприятий, как минимум, в два раза ниже.

 

2. Проблемы, связанные с реализацией приказов Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, касающихся организации работ по рассмотрению и утверждению нормативов удельных расходов и запасов топлива, потерь тепловой и электрической энергии при их передаче по сетям (№ 3 от 13.01.2006, №№ 265, 267, 268, 269 от 4.10.2005). В указанных документах, а так же в соответствии с совместным письмом Минпромэнерго РФ и ФСТ, утверждение указанных нормативов возможно после прохождения процедур, предусмотренных в системе РИЭР. В связи с эти возникают следующие вопросы:

 

· установленные сроки сертификации параметров, отражённых в приказах Минпромэнерго РФ, не позволяют качественно выполнить все указанные работы;

 

· не определён размер и отсутствуют источники финансирования процедур сертификации по системе РИЭР;

 

· в настоящее время отсутствуют:

 

o утверждённые в надлежащем порядке методики проведения энергетических обследований;

 

o рекомендованные Минпромэнерго РФ и МАЭН программные комплексы по расчётам параметров, подлежащих сертификации по системе РИЭР;

 

o региональные центры по обучению экспертов организаций, заинтересованных в добровольной сертификации РИЭР;

 

· как увязать принцип добровольности сертификации в системе РИЭР с приказами Минпромэнерго РФ? Если организация – поставщик ТЭР по каким либо причинам откажется от проведения сертификации по системе РИЭР и обратится напрямую в Минпромэнерго РФ, то будет ли это обращение легитимным и какова процедура рассмотрения расчётно – обосновывающих материалов в этом случае?

 

· как показывает практика, реальные расходы ТЭР на выработку энергии и потери в сетях существенно выше величин, учтённых в тарифах на энергию, утверждённых в процессе государственного регулирования. Как поступать в том случае, если экспертами и органом сертификации РИЭР будут сертифицированы обоснованные расходы ТЭР и уровень потерь в условиях ограничения предельных максимальных уровней тарифов на энергию со стороны ФСТ России?

 

В настоящее время все вышеуказанные изменения вступают в противоречия друг с другом. Требуется согласованная работа федеральных и региональных органов власти для того, чтобы, при их применении, не допустить значительного роста тарифов на тепловую энергию и снижения надёжности функционирования систем теплоснабжения.

 

 

Московский энергетиическиий институт

 

(Технический университет).

 

  Понятие экологизации технологий производства состоит в проведении мероприятий, направленных на предотвращение отрицательного воздействия производственных процессов на природную на окружаюую человека среду. Осуществление экологизации производится путем разработки малоотходных технологий, при реализации которых обеспечивается минимальный уровень вредных выбросов. В отношений применения газообразного и жидкого (в основном мазута) топлив, являющихся основными составляющими в общероссийском балансе потреблении при производстве энергии, экологизация означает предотвращение выбросов в атмосферу образующихся при сжигании сотен миллионов тонн в год различных вредных веществ, а также предотвращение загрязнения гидросферы и литосферы сточными водами содержащими, в частности, нефтепродукты. В зависимости от вида ингредиента и мощности источника (ГРЭС, ТЭЦ, котельные) эти выбросы могут приводить к ухудшению среды обитания на локальном, региональном и даже глобальном уровнях. Проводимые на потребляющих газообразное и жидкое топливо энергоустановках природоохранные мероприятия лишь в малой степени соответствуют понятию экологизациии технологий, так как технологические процессы, как правило, характеризуются низкой экосовместимостью, т.е. при их осуществлении не достигается комплексное предотвращение ущерба природной и окружающей человека среде.

 

В настоящее время природоохранные мероприятия, проводимые на действующих газомазутных ТЭС и котельных, направлены в основном на снижение выбросов оксидов азота, оксида углерода, а также оксидов серы. И совершенно не оправданно вне рассмотрения остаются вопросы, касающиеся предотвращения образования многоядерных ароматических углеводородов, таких, как бенз(а)пирен и дрyгиx высокомолекулярных углеводородов, которые являются сильнейшими канцерогенами. Более того, многие широко применяемые сейчас методы организации процесса сжигания топлив, преследующие цель подавления образования NOх: ступенчатое сжигание, рециркуляция дымовых газов, сжигание топлива при пониженных избытках воздуха, способствуют усиленному образованию высокомолекулярных углеводородов. Наличие в дымовых газах бенз(а)пирена или диоксинов может быть значительно опаснее для биосферы Земли, чем выбросы NOх или SO2 .

 

Чрезвычайно остро стоит вопрос о загрязнении водных бассейнов сточными водами. Применяемые сейчас методы очистки сточных вод от нефтепродуктов являются дорогостоящими и не всегда высокоэффективными. Особенно это относится к очистке сильно загрязненных вод. В то же время разработка и применение безотходных, бессточных технологий почти не практикуются. Отсюда следует, что существующая стратегия проведения природоохранных мероприятий на действующих энергоустановках, использующих природный газ, мазут (и другие виды топлива), не базируется на комплексном подходе и не оправданна ни в экологическом, ни в экономическом отношении. Необходим анализ степени воздействия на природную среду всех вредных выбросов энергетических установок при изменении технологии сжигания топлива и, как следствие, достижение экосоместимости технологий.

 

Выполненные нами исследования показывают, что одной из таких технологий для теплоэнергетики, направленной на защиту атмосферного воздуха и водного бассейна от выбросов различных ингредиентов NOх, СО, сажи, многоядерных углеводородов, нефтепродуктов и других вредных веществ) является сжигание мазута в виде водомазутных эмульсий (ВМЭ), а также природного газа с применением впрыска в камеру горения сбросных вод.

 

Метод сжигания водомазутной эмульсии широко известен. В исследованиях, посвященных этому вопросу [1-4], установлено, что для достижения поставленной задачи ВМЭ должна быть приготовлена в виде однородной смеси мазута и добавляемой влаги по типу вода-масло , в которой вода как дисперсная фаза в виде частиц диаметром несколько микрометров находится внутри топливной оболочки. Только при соблюдении этого условия и влажности водомазутной эмульсии до 20% обеспечиваются надежное воспламенение и устойчивое ее горение с высокой полнотой сгорания. Повышенная эффективность процесса горения эмульсии (даже при предельно низких избытках воздуха) обусловлена микровзрывом ее капель вследствие различия температур кипения воды и мазута. При дополнительном дроблении капель эмульсии достигается ускорение их испарения и улучшается процесс перемешивания топлива с воздухом, в результате чего с учетом наличия в зоне ( горения продуктов диссоциации воды процесс сгорания мазута существенно интенсифицируется Для приготовления кондиционных ВМЭ требуемых влажности, дисперсности, вязкости и др. должны применяться соответствующие устройства - эмульгаторы.

 

Использование в качестве добавочной воды сточных вод дает возможность подвергнуть огневому обезвреживанию значительный их объем (примерно до 20% расхода топлива на котел). Это позволяет перевести ТЭС или котельную на малоотходную технологию (по крайней мере путем утилизации всех сточных вод, загрязненных нефтепродуктами). Аналогичный эффект достигается при сжигании природного газа с добавлением влаги.

 

Сжигание ВМЭ и природного газа с добавлением влаги приводит к снижению уровня температур в зоне максимальной генерации оксидов азота, и следовательно, к значительному (на 30-50%) снижению их концентрации в дымовых газах. Более глубокого подавления NO можно достигнуть в том случае, если в качестве добавочной влаги вместе со сточными водами использовать растворы азотсодержащих веществ при соответствующей организации процесса сжигания топлива. Для снижения концентрации оксидов серы при сжигании сернистых мазутов в составе добавочных вод можно также использовать раствор или слабую взвесь Са(ОН)2 .

 

Процесс образования многоядерных углеводородов при сжигании органических топлив исследован пока крайне мало. Однако известно, что снижение концентрации С20Н12 в дымовых газах возможно путем организации дожигания продуктов неполного сгорания топлива, повышением температуры в зоне горения более 1500 °С, а также вводом специальных ингибиторов. Установлено также, что при вводе влаги в зону горения с последующей диссоциацией молекул воды на ионы Н+ и ОН- значительно снижается концентрация С20Н12 в продуктах сгорания топлива.

 

На основании оценки отмеченных выше факторов: влияния влаги или растворов реагентов в высокотемпературной зоне горения топлива на содержание в дымовых газах различных вредных веществ (NOx, SO2, СО, С20H12 и др.) и возможного огневого обезвреживания сточных вод сжигание мазута в виде ВМЭ или природного газа с добавлением влаги можно считать комплексной, многоцелевой, экосовместимой технологией. Применение этой технологии оправданно и экономически, так как при ее осуществлении достигается более рациональное использование теплоты топлива и для реализации этого метода не требуются большие капиталовложения. Выполнение этой технологии на действующих ТЭС и котельных имеет еще одно важное преимущество: перевод котлов на сжигание ВМЭ или природного газа с добавками сточных вод не вызывает необходимости существенного изменения их конструктивного исполнения. Не требуется также никаких изменений и в схеме газового хозяйства. В случае перевода котлов на сжигание ВМЭ должны быть внесены лишь незначительные изменения в схему мазутного хозяйства ТЭС или котельной. Таким образом, предлагаемая технология хорошо совместима с технологиями сжигания топлива на находящемся в промышленной эксплуатации оборудовании.

 

При проведении исследований авторами разработаны и испытаны несколько вариантов технологических схем по сжиганию ВМЭ. Из них наибольшего внимания заслуживают: схема с центральным узлом приготовления ВМЭ, схема с индивидуальным узлом приготовления ВМЭ и комбинированная схема. Схема с центральным узлом приготовления ВМЭ, расположенным между насосами первого и второго подъемов, наиболее проста. Но в этой схеме в случае добавки воды в тракт топлива происходит обводнение всего потока мазута, циркулирующего в контуре, включая мазутные баки, что нежелательно. Поэтому необходимо осуществлять надежный контроль влажности мазута на различных участках тракта. Наличие в этой схеме центрального узла эмульгирования имеет эксплуатационное преимущество в режимах работы котлов без ввода добавочной влаги, так как позволяет надежно работать котлам даже при сжигании исходного мазута с повышенной влажностью (20% и более). В схеме с индивидуальным узлом приготовления ВМЭ обводнение мазута предусматривается только входе в отдельные котлы (один или несколько). В этом варианте облегчается использование в качествe добавочных вод растворов реагентов {Са(ОН)2, (NН2)2СО и др.], употребление которых имеет целью дополнительное снижение выбросов вредных веществ.

 

Наибольшие возможности для приготовления водомазутных эмульсий и гибкость в эксплуатации оборудования достигаются при реализации комбинированного способа приготовления ВМЭ совмещающего преимущества двух рассмотренных выше вариантов.

 

В любой из описанных технологических схем основным элементом является устройство для перемешивания мазута с добавочной влагой (водой, паром) приготовления водомазутной эмульсии требуемого качества. Схема с центральным узлом приготовления ВМЭ базируется на применении устройства, принцип действия которого основан на кавитационном эффекте. Это устройство (кавитатор) представляет собой один или несколько параллельных каналов с расположенными внутри рядами турбулизирущих стержней, за которыми формируется процесс кавитации, являющийся рабочим процессом приготовления ВМЭ. На входе в кавитатор подаются мазут и добавочная влага: сточные воды, растворы реагентов, пар и др. Приготовление ВМЭ происходит вследствие кавитационных эффектов и дополнительной турбулизации потоков, проходящих через каналы кавитатора. При эксплуатации последнего важно предотвратить проскок через кавитатор необработанных потоков топлива.

 

В схеме с индивидуальным узлом приготовления применяется эмульгатор, принцип работы которого аналогичен кавитатору. Эмульгатор состоит скольких последовательно соединенных колен трубы с расположенными в них турбулизирующими вставками. Конструктивное исполнение эмульгатора позволяет устанавливать его в мазутопроводах непосредственно перед форсунками котла (т.е. они могут работать на мазуте высокого давления). Основныe характеристики предлагаемых эмульгирующих устройств - это технологичность, простота в конструкции и изготовлении, отсутствие вращающихся частей, хорошее качество получаемой ВМЭ, высокая надежность работы и относительно умеренная стоимость.

 

В технологической схеме сжигания природного газа с добавками сточных вод или растворов специальных реагентов при работе на газе добавляемая влага подается в зону горения через специальные распыливающие устройства, устанавливаемые на стенах топки котла или в горелках. Эти устройства-распылители разработаны и испытаны авторами на паровых котлах в условиях промышленной эксплуатации. Остальные элементы схемы: баки, насосы, измерительная аппаратура общие для схем сжигания BMС и сжигания газа с добавлением влаги, т.е. используются при работе и на газе, и на мазуте. Описанные технологические схемы сжигания природного газа и мазута испытаны на котельных с котлами различных типов: ТГМЧ-204, ТГМП-314, ТГМ-84; ТП-170; БКЗ-75-39, ДКВР-10/13 КВГМ-20. Результаты испытаний подтвердили перспективность предлагаемых технологических схем. Натурные эксперименты на паровых котлах БКЗ-75-39, ТП-170, ТГМ-84 показали, что при приготовлении и сжигании ВМЭ по разработанной методике котлы работают устойчиво и их технико-экономические показатели не ухудшаются, а в ряде случаев улучшаются при значительном снижении выбросов вредных веществ с дымовыми газами и сточными водами в окружающую среду. Паровой котел БКЗ-75-39 (ТЭЦ комбината Североникель ) был переведен на сжигание ВМЭ по индивидуальной схеме с установкой эмульгатора перед форсунками котла. Натурные испытания проведены при паропроизводительности котла, близкой к номинальной.

 

В исходном эксплуатационном режиме и исходном мазуте концентрации оксидов азота в дымовых газах достигали 600-650 мг/м. При переходе на сжигание ВМЭ их концентрация снизилась до 300 мг/м3, т.е. почти на 50%, что соответствует уменьшению выбросов на один котел примерно на 170 т/год. В режимах, сочетающих сжигание ВМЭ с пониженными величинами избытка воздуха фиксировались практически нулевые значения концентраций СО в дымовых газах. Одновременно со снижением вредных выбросов перевод котла БКЗ-75-39 на сжигание ВМЭ позволил осуществить огневое обезвреживание около 1 т/ч сточных вод, загрязненных нефтепродуктами. При этом котел на ВМЭ работал устойчиво. Щитовые приборы зафиксировали даже некоторое увеличение паропроизводительности при постоянном расходе исходного мазута, однако наблюдалось снижение tne на 10 0С. Следовательно, сжигание ВМЭ приводит к интенсификации выгорания топлива, уменьшению длины факела и увеличению надежности работы пароперегревателя. Температура уходящих газов при переходе на ВМЭ практически не изменилась. Расчетные оценки [5-7 ] показали, что экономические показатели работы котла для традиционного и рекомендуемого вариантов практически одинаковы.

 

Следует особо подчеркнуть, что высокий уровень влажности ВМЭ или большой процент добавки влаги при сжигании газа целесообразно устанавливать только в целях огневого обезвреживания большего количества сточных вод. Если такой необходимости нет, то для значительного снижения газообразных вредных выбросов вполне достаточно поддерживать соотношение объемов воды и топлива на уровне 3-5% при соответствующей организации процесса сжигания топлива. В этом случае увеличение потери теплоты с уходящими газами (из-за испарения добавляемой влаги) незначительно и вполне компенсируется интенсификацией процесса сжигания топлива и возможностью перехода на более, низкие значения коэффициента избытка воздуха. При соблюдении описанных выше условий увеличения интенсивности низкотемпературной коррозии не наблюдается. Измерения концентраций бенз(а)пирена в различных режимах сжигания мазута и ВМЭ проведены на. котле ТГМ-84. Результаты этих исследований показали, что при коэффициентах избытка воздуха 1,05-1,07 переход на сжигание ВМЭ с умеренной влажностью (до 7%) позволяет снизить концентрации в дымовых газах в 2-3 раза, а при предельно низких избытках воздуха это снижение еще значительнее. Аналогичные результаты по. выявлению влияния ввода добавочной влаги в зону горения на концентрацию бенз(а)пирена в дымовых газах получены авторами при сжигании природного газа в паровом котле ТГМП-204, что характеризует хорошую экосовместимость предлагаемой технологии сжигания топлива на ГРЭС, ТЭЦ и в котельных, для комплексного снижения вредных воздействий энергетических объектов на окружающую среду.

 

В результаты исследований по разработке технологии приготовления и сжигания ВМЭ и сжигания природного газа с добавками влаги позволяет рекомендовать эту технологию для всех ТЭС и котельных, сжигающих газ и мазут, как многоцелевую, экосовместимую технологию по охране биосферы путем снижения вредных выбросов и сажи в атмосферу, а также полным пресечением сбросов в водоемы сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, путем их огневого обезвреживания в топках котлов.

 

Список литературы

 

Иванов В.М. Топливные эмульсии. М.: изд-во Академии наук СССР. 1962.

 

Голубь Н.В. Эффективность сжигания водомазутной эмульсии на промышленных ТЭЦ. Дисс... . канд. техн. наук. Саратов ' 1985.

 

Акчурин Р.Ю., Балахничев Н.А. Подготовка мазута к сжиганию в кавитационном реакторе // Энергетик. 1986. N 9.С. 8-9.

 

4. Уменьшение вредных выбросов при сжигании водомазутной эмульсии / Попов А.И., Голубь Н.В.. Ерофеева В.И„ Харитонов А.К., Щупарский А.И. // Энергетик. 1983. №2. С 11-14.

 

5. Кормилицын В.И, Лысков М.Г.. Третьяков Ю.М. Экономичность работы парового котла при управлении процессом сжигания топлива вводом влаги в зону горения // Теплоэнергетика. 1988. № 8. С. 13-15.

 

6. Кормилицын В.И. Оптимизация технологических методов подавления оксида азота при сжигании топлива в паровых котлах // Теплоэнергетика. 1989. № 3. С. 15-18

 

7. Кормилицын В.И„ Лысков М.Г., Румынский А.А. Влияние добавки влаги в топку на интенсивиость лучистого теплообмена // Теплоэнергетика. 1992..№ 1. С. 41-44

 

«Крафт+», http://www.podlipki.ru/~kraft

 

 

Сооружение мини-тэц с выработкой тепла и электроэнергии целесообразно только на крупных леспромхозах. первая мини-тэц с электрической мощностью 6 мвт и тепловой мощностью 16 гкал/ч сооружается в насто. Суммарный плановый заказ топлива в приморском крае на озп 2000-01 гг . превысил нормативную потребность в 1,43 раза . в муниципальных образованиях имели место завышения в 1,14-5,4 раза и занижения зак. В это время, находясь в средней степени опьянения, никого не предупредив, производитель работ глухов , установив переносную лестницу в траншею , спустился по ней с лопатой . в тот же момент глухов был. Ооо «термакс» совместно с теплоэнергетическим факультетом угту-упи разработал, запатентовал и освоил выпуск ряда котлов, позволяющих сжигать: любой уголь, нефтекокс, природный газ, древесину, в том чи. 1.   отсутствие организации при погрузочно - разгрузочных работах , чем нарушен п . 9.4.4. «правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» , в котором отмечается , что при работе с.

 

Главная >  Документация 


0.002